В сети можно найти много разных схем перелинковки — «кольцо», «звезда», «елочка» и т. п. Как мы уже говорили, в 2017 году перелинковка базируется не на условных фигурах, а на пользе для посетителей и, в конечном итоге, владельца ресурса (ведь действия пользователей должны приводить к конверсии).
Как узнать, что внутренние ссылки будут полезны?
Если ваш сайт уже работает некоторое время и собрал достаточно статистики, информацию о кликах по ссылкам можно получить с помощью инструмента «Карта ссылок» в Яндекс.Метрике. Вы увидите, по каким ссылкам кликают чаще, и сможете найти закономерности.
Фрагмент «Карты ссылок» Яндекс.Метрики
Но если сайт новый, «Карта ссылок» не даст информацию. В этом случае используйте поисковые подсказки Яндекса и Google, которые формируются на основе пользовательских потребностей.
Рассмотрим на примере. Допустим, у вас есть интернет-магазин техники. Вы хотите расставить быстрые ссылки на ходовые модели со страницы каталога «Смартфоны». Для этого введите в Яндексе фразу «купить смартфон» и получите список подсказок. Пользователей, которые хотят купить смартфон, с высокой вероятностью заинтересуют недорогие смартфоны, смартфоны Samsung и Xiaomi, популярные модели и новинки 2017 года.
Выписываем все «пожелания» и получаем, по сути, список страниц, на которые стоит сослаться и на которые точно перейдет часть пользователей. Даже если они не купят товар, вы получите улучшение поведенческих показателей, а значит, позиции сайта вырастут.
Вручную собирать подсказки трудоемко. Для упрощения и ускорения работы можно использовать инструмент «Сбор поисковых подсказок» в SeoPult. Укажите список ключевых фраз, выберите поисковые системы (Яндекс и/или Google), регион, правила и глубину сбора (максимум — до 3 уровня) и нажмите кнопку «Запустить проверку».
Готовый результат можно скачать в формате XLSX.
Итоговый отчет выглядит так:
В отчете собрано достаточно информации для того, чтобы понять потребности пользователей и сделать качественную перелинковку.
Помимо поисковых подсказок можно использовать для перелинковки похожие запросы, которые выводятся под результатами поиска.
Эти же запросы доступны в сервисе Яндекс.Вордстат (правая колонка):
Для сбора похожих запросов подойдет другой инструмент SeoPult — «Сбор фраз ассоциаций». Работает он аналогично инструменту по сбору поисковых подсказок, рассмотренному выше.
Почему мы так подробно остановились на сборе фраз? Дело в том, что без понимания потребности пользователей работа над перелинковкой не имеет смысла. Если расставлять ссылки наугад, хаотично или, наоборот, «кольцевать», по ним не будет целевых переходов.
Главное меню. Это сквозные ссылки, которые содержатся на всех страницах сайта. В горизонтальном меню обычно ссылаются на страницу «О нас», «Контакты», «Условия оплаты и доставки» и т. п. Не рекомендуется ссылаться на главную страницу, поскольку обычно на нее ведет ссылка из логотипа и/или заголовка сайта. Ссылка на текущую страницу не должна быть активной (например, если вы перешли на страницу «Контакты», то при нажатии на пункт меню «Контакты» страница не должна перезагружаться). Кроме того, не используйте более 7 ссылок в меню, иначе восприятие информации может ухудшиться.
Товарное меню (меню каталога, категорий). Это тоже сквозные ссылки, которые ведут на страницы категорий интернет-магазина или рубрики информационного сайта.
Два вида меню
При размещении ссылок в товарном меню обращайте внимание на такие моменты:
Рекомендательные блоки. Как правило, рекомендательные блоки используются в карточках товаров. Здесь можно выводить похожие товары (смартфон 1, смартфон 2, …), связанные товары (наушники, зарядное устройство, …) или популярные товары из разных категорий. Не делайте вывод комплиментарных позиций хаотично без какой-либо логики — это не даст нужного вам результата.
Рекомендательные блоки на сайте ikea.com
Товары можно предлагать и с учетом истории просмотров — в этом случае вероятность кликов по ссылкам повышается.
Рекомендательные ссылки можно разместить также на странице раздела каталога для уточнения запроса пользователя. Например, тем, кто находится в категории «Столы», можно предложить перейти в подкатегории «Обеденные столы», «Компьютерные столы», «Стулья». Опять же такой прием позволит разгрузить сложное и объемное меню каталога в левом сайдбаре.
Ссылки на рекомендованные подразделы
Для информационных сайтов рекомендательные блоки выглядят по-другому: здесь важно вовлечь пользователей в просмотры новых страниц с контентом. Поэтому используются блоки с интересными записями, последними новостями, самыми популярными страницами, самыми комментируемыми статьями и т. п.
Тегирование. Каждый товар можно описать разными параметрами, которые невозможно вместить в меню. Например, шкаф может быть коричневым, из ДСП, шириной 100 см, глубиной 50 см и т. д. Для того чтобы упростить поиск товаров и навигацию по сайту, используют теги — ссылки на специально созданные страницы, на которых сгруппированы товары заданной категории. Возможно, вы возразите, что все это можно учесть в фильтрах. Да, это можно и нужно сделать — все возможные характеристики поиска вынести в фильтры. Однако результаты фильтрации не индексируются поисковым роботом, поэтому наиболее популярные запросы следует вынести на отдельные посадочные страницы и сослаться на них с помощью тегов.
Пример тегов на странице категории
Теги подходят и для информационных сайтов — с их помощью связываются схожие статьи. Выносите в теги только те запросы, которые наиболее популярны (см. выше, как определить спрос). Иначе вы рискуете визуально утяжелить страницу. Соблюдайте баланс.
Контекстные ссылки. Эти ссылки расставляются в описательной части страницы (например, в статье) и ведут на другие страницы сайта. Подобные ссылки редко используются в карточках товаров, поскольку они уводят пользователей с них. А вот на главной странице и в категориях они вполне уместны. Например, в категории «Ноутбуки» можно отослать пользователей на статью с полезной информацией о том, как выбрать ноутбук.
Перелинковка раздела каталога с инфо-страницами
Если на сайте вашего магазина есть информационный раздел, контекстные ссылки, вписанные в текст, помогают перенаправить трафик на коммерческие страницы, например в карточки товаров, и повысить конверсию.
Перелинковка статьи с разделами каталога и карточками товаров
Также можно линковать между собой различные статьи (этот прием мы используем в постах данного блога), но важно, чтобы они были связаны тематически и дополняли друг друга.
Навигационные цепочки («хлебные крошки»). Обязательно используйте этот способ перелинковки на всех страницах, чтобы посетитель понимал, где он находится, и мог в любой момент вернуться на предыдущий этап.
Пример «хлебных крошек»
HTML карта сайта. Это отдельная страница, на которой размещены ссылки на все страницы сайта. Она помогает понять его структуру. Это полезно и для пользователей, и для улучшения индексации страниц поисковиками. .
Предлагаем несколько советов, которые стоит учитывать при перелинковке: